/
ru
/
ruS

Рождественское Богослужение

Рождественское Богослужение
Сочельник — день строго поста. В этот день было принято готовить сочиво — постное блюдо из пшеницы (или других зерен) с мёдом, отсюда и название «сочельник».
Канун Рождества (6 января) — особенный день, который называется Нáвечерие (канун) Рождества Христова или Рождественский сочельник. В этот день служатся так называемые «Царские часы» и совершается Литургия святителя Василия Великого. В конце Литургии поется тропарь и кондак праздника Рождества Христова и в центр храма выносится свеча, символизирующая рождественскую звезду.
И, наконец, с 6 на 7 января совершается богослужение самого праздника Рождества. По традиции рождественская служба совершается в ночное время, она достаточно продолжительная и соединяет несколько отдельных последований: Всенощного бдения, которое состоит в свою очередь из Великого повечерия, литии и Утрени, и главной завершающей части — Литургии.
Шестопсалмие символизирует ночь Рождества, когда Христа встретили ночью в холодном вертепе пастухи, а сама «тьма» образует тьму греховную, в которой пребывало человечество. В песнопениях наиболее торжественной части утрени — полиелее — всем народом прославляется родившийся в Вифлееме Христос. На полиелее поётся величание Христу, и прихожан помазывают святым маслом.
На божественной Литургии поются особенные, праздничные антифоны, читается зачало (фрагмент) Евангелия с описанием события Рождества Христова и совершается главное таинство — Евхаристия.
По обычаю после службы совершают небольшую праздничную трапезу — разговление.
Но повечерие уже содержит и праздничные мотивы — в его чин включается пение тропаря и кондака Рождества. Лития в конце повечерия с освящением хлебов содержит сугубые прошения о даровании Божией милости в случающихся бедствиях.
В покаянных текстах повечерия преобладают покаянные мотивы, и в данном случае это означает, что причина воплощения Сына Божия была не только радостной — Господь пришёл в мир ради преодоления греха и спасения человека.
Особенно глубоко на рождественской службе звучит начало утрени — чтение Шестопсалмия, когда в храме выключают свет и тушат свечи ради внимательного слушания шести покаянных псалмов.
Шестопсалмие символизирует ночь Рождества, когда Христа встретили ночью в холодном вертепе пастухи, а сама «тьма» образует тьму греховную, в которой пребывало человечество. В песнопениях наиболее торжественной части утрени — полиелее — всем народом прославляется родившийся в Вифлееме Христос. На полиелее поётся величание Христу, и прихожан помазывают святым маслом.
На божественной Литургии поются особенные, праздничные антифоны, читается зачало (фрагмент) Евангелия с описанием события Рождества Христова и совершается главное таинство — Евхаристия.
По обычаю после службы совершают небольшую праздничную трапезу — разговление.
На божественной Литургии поются особенные, праздничные антифоны, читается зачало (фрагмент) Евангелия с описанием события Рождества Христова и совершается главное таинство — Евхаристия.
Шестопсалмие символизирует ночь Рождества, когда Христа встретили ночью в холодном вертепе пастухи, а сама «тьма» образует тьму греховную, в которой пребывало человечество. В песнопениях наиболее торжественной части утрени — полиелее — всем народом прославляется родившийся в Вифлееме Христос. На полиелее поётся величание Христу, и прихожан помазывают святым маслом.
По обычаю после службы совершают небольшую праздничную трапезу — разговление.
Православные христиане обычно запоминают наизусть главное песнопение праздника — тропарь Рождества Христова, в котором раскрывается внутренний смысл события. Тропарь поется на 4-й глас.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звёздам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока,
Господи, слава Тебе!
(Церковная трактовка)
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звёздам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока,
Господи, слава Тебе!
(Церковная трактовка)
Рождество Твое, Христе Боже наш,
озарило мир (как Солнцем) светом знания,
ибо чрез него звездам служащие (волхвы,
звездочетцы) звездою были научаемы
Тебе поклоняться (как Царю и Богу),
Солнцу правды (озарившее всех людей),
и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
Господи, слава Тебе!
(Светская трактовка)
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звёздам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока,
Господи, слава Тебе!
(Церковная трактовка)
Рождество Твое, Христе Боже наш,
озарило мир (как Солнцем) светом знания,
ибо чрез него звездам служащие (волхвы,
звездочетцы) звездою были научаемы
Тебе поклоняться (как Царю и Богу),
Солнцу правды (озарившее всех людей),
и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
Господи, слава Тебе!
(Светская трактовка)
Рождество Твое, Христе Боже наш,
озарило мир (как Солнцем) светом знания,
ибо чрез него звездам служащие (волхвы,
звездочетцы) звездою были научаемы
Тебе поклоняться (как Царю и Богу),
Солнцу правды (озарившее всех людей),
и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
Господи, слава Тебе!
(Светская трактовка)